Участники Подкомитета по пассажирскому, моторвагонному, скоростному и высокоскоростному подвижному составу НП «ОПЖТ» обсудили перспективы применения аккумуляторов электроэнергии в пассажирском транспорте

27 сентября 2018 г. состоялось первое заседание Подкомитета НП «ОПЖТ» по
пассажирскому, моторвагонному, скоростному и высокоскоростному подвижному
составу Комитета НП «ОПЖТ» по координации локомотивостроения и их
компонентам. Мероприятие прошло под руководством председателя Подкомитета
Сергея Перова и вице-президента НП «ОПЖТ», председателя Комитета по
координации локомотивостроения и их компонентов Владимира Шнейдмюллера.

В мероприятии приняли участие руководители и специалисты из таких организаций
как ООО «ТМХ Инжиниринг», ПКБ ЦТ ОАО «РЖД», ЦТЕХ ОАО «РЖД», ПАО «АИТ»,
ООО «Акку-Фертриб», АО «Трансмашхолдинг», НТЦ «Аккумулятор инноваций»,
АО «ГК АКОМ» и др.

Открывая заседание, Владимир Шнейдмюллер отметил, что необходимость
создания Подкомитета по пассажирскому, моторвагонному, скоростному и
высокоскоростному подвижному составу НП «ОПЖТ» вызвана стремительным
развитием отечественного скоростного подвижного состава. Он поблагодарил
собравшихся членов Подкомитета за интерес к обсуждению вопросов в области
пассажирского транспорта.

Сергей Перов, в свою очередь, обратился к участникам мероприятия с просьбой
присылать предложения по кандидатуре на пост заместителя секретаря по
высокоскоростному транспорту на адрес Подкомитета, а также отправлять
интересующие вопросы по теме пассажирского транспорта для дальнейшего
рассмотрения их на рабочих заседаниях Подкомитета.

Открыло сессию докладов выступление Алексея Алехина, заместителя
начальника отдела проектирования электрооборудования и систем управления
ООО «ТМХ Инжиниринг». В своем выступлении он рассказал о критериях выбора
аккумуляторов для моторвагонного подвижного состава, среди которых –
надежность, малая масса и габариты и поставка готовых ящиков с
аккумуляторными батареями. Одна из проблем аккумуляторов для вагонов
метрополитена – частая разрядка аккумуляторной батареи ниже допустимого
уровня, и как следствие, снижение емкости или выход из строя. Решением может
стать установка в ящик с аккумуляторными батареями устройства, позволяющего
контролировать ток разрядки и напряжение.

Вячеслав Волынский, технический директор ПАО «АИТ», представил доклад на
тему «Перспективы применения в пассажирском транспорте аккумуляторов
электроэнергии различных типов». Завод ПАО «АИТ» обладает такой технической
оснащённостью, которая позволяет разрабатывать и производить передовые
аккумуляторы и системы автономного энергообеспечения, надежные щелочные
аккумуляторы и аккумуляторные батареи. Одним из перспективных решений в
области АБ пассажирского транспорта может стать применение литий-ионных
аккумуляторов, так как они обладают высоким коэффициентом полезного действия,
безопасны, а также имеют высокий ресурс циклирования и длительный срок
службы. Основными эффектообразующими факторами замены на двухэтажных
пассажирских вагонах никель-кадмиевых АБ на литий — ионные являются снижение
количества и трудоемкости регламентных работ при плановых видах обслуживания,
ремонта вагонов, а также снижение расхода топливо-энергетических ресурсов на
тягу пассажирских поездов.

Технический директор ООО «Трансэнерго» Александр Димихов рассказал об
инновационных аккумуляторных батареях для подвижного состава и представил
новые аккумуляторные батареи TPPL. Батареи данного типа унифицированы под
установку в аккумуляторные ящики без изменения конструкторской документации,
обладают низким временем заряда – два часа до 80% от номинальной емкости, а
также полностью интегрированы для работы со стабилизаторами зарядного
напряжения СЗН-МК и их модификациями. В своем выступлении докладчик
выступил с предложением разработать системы мониторинга аккумуляторных
батарей и ввести на производстве инновационные батареи типа TPPL.

Борис Даничев, руководитель департамента электротранспорта ООО «Акку-
Фертиб», рассказал о преимуществах применения необслуживаемых
аккумуляторных батарей на пассажирском транспорте. При использовании таких
аккумуляторов отсутствует необходимость в доливе дистиллированной воды, в
смене электролита и последующей утилизации отработанного электролита, в
тренировочных циклах и в смазке неизолированных межэлементных соединителей.
В необслуживаемых аккумуляторах электролит находится в загущенном состоянии
и в связи с этим отсутствует возможность вытекания электролита из аккумулятора,
а также снижается риск возникновения внутренних коротких замыканий, вызванных
осыпанием активной массы. Борис Даничев предложил внедрить в производство
необслуживаемые аккумуляторные батареи, так как они позволят снизить
трудоемкость обслуживания батареи и не потребуют дополнительных затрат на
утилизацию.

Алексей Кайров, руководитель отдела перспективных разработок НТЦ
«Аккумулятор инноваций» АО «ГК АКОМ», представил концепцию взаимодействия
при оказании услуги trade in промышленных аккумуляторных батарей для ОАО
«РЖД». В рамках стратегии научно-технического развития холдинга «Российские
железные дороги» на период до 2020 года и перспективу до 2025 года, компания
НТЦ «Аккумулятор инноваций» АО «ГК АКОМ» предлагает внедрить системы
мониторинга состояния аккумуляторных батарей и их последующую утилизацию по
системе «трейд-ин». Алексей Кайров также презентовал инновационный проект
«АКОМ-Индастриал», который позволит решить проблему литий-ионных
аккумуляторов за счет снижения внутреннего сопротивления системы и внедрения
токового проводника высшего порядка (4-х слойный графен). Применение графена
повысит энергоемкость, срок службы возрастает до 20 лет, а восстановление
аккумулятора ускорится на 15-20%.

Завершило сессию докладов выступление Дениса Карасева, начальника отдела
инновационных разработок АО «Трансмашхолдинг». Он рассказал о текущем
положении и перспективах аккумуляторной тяги на железнодорожном транспорте и
отметил, что на смену дизельным силовым установкам приходит аккумуляторная
тяга как основной тренд развития транспорта. Денис Красев вынес предложение о
создании нормативной базы для тягового накопителя энергии, в связи с тем, что
понятие «тяговый накопитель» отсутствует в Техническом Регламенте и требует
разработки стандартов для инновационной продукции такого типа.

В продолжение мероприятия участники Подкомитета обсудили выступления
докладчиков. В ходе дискуссии Владимир Шнейдмюллер отметил, что одна из
важных задач для производителей железнодорожной техники – это поддержка
отечественного производства в рамках политики импортозамещения. «Однако это
не означает, что мы не должны ориентироваться на мировые разработки в области
аккумулярного производства», — подчеркнул вице-президент НП «ОПЖТ».
Руководители профильных предприятий по производству аккумуляторов подняли
проблему отсутствия нормативной базы, с помощью которой можно было бы
облегчить процесс производства инновационной продукции на отечественном
рынке.

В ходе обсуждения участники заседания выделили следующие перспективные
тренды на рынке аккумуляторного производства: появление инновационных
графеновых аккумуляторов, которые будут в четыре раза мощнее и в два раза
легче литий-ионных аккумуляторов; разработку системы утилизации аккумуляторов
для уменьшения негативного воздействия на окружающую среду; создание «Белой
книги» в рамках аккумуляторного производства, которая будет включать вопросы
научно-технического потенциала, экономические и целевые параметры
аккумуляторов.

В конце мероприятия Сергей Перов поблагодарил членов Подкомитета за активную
дискуссию и участие в работе заседания.

mashportal.ru